понедельник, 6 декабря 2010 г.

Вопросы к зачету по лирике Пушкина.

1. Вольнолюбивая лирика Пушкиа. Ст-я петербургского периода: ода "Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня".
Основная мысль оды "Вольность": "тираны мира, трепещите", "стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон". Закон должен быть единым для всех. "Самовластительный злодей" не должен стоять во главе государства."Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок!"- восклицает поэт.
Та же тема развивается в ст. "К Чаадаеву": "Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!" Это ст-е проникнуто верой в свои силы ("Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья...") и патриотическим настроением ("Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!").
Ст-е "Деревня" построено на антитезе: мирный сельский пейзаж противопоставляется ужасным картинам "барства дикого, без чувства, без закона", которое "присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца".

2. Любовная лирика Пушкина. Ст-я "Я помню чудное мгновенье...", "Я вас любил...", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."
Для Пушкина любовь - это жизнь. Без любви жизнь теряет смысл:"В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои - Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви..." ("Я помню чудное мгновенье..."). Приходит любовь - и поэт вновь возрождается к жизни:" И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может..." ("На холмах Грузии лежит ночная мгла...").
Причем любовь у Пушкина - чувство бескорыстное, главное, чтобы любимой было хорошо, чтобы она была счастлива:" Я Вас любил. Любовь еще, быть может, В моей душе угасла не совсем. Но пусть она Вас больше не тревожит, Я не хочу печалить Вас ничем..."

3. Пушкин о роли поэта и поэзии. Ст-я "Деревня", "Пророк", "Памятник".
Пушкин считал, что "витийства грозный дар" ("Деревня") дан поэту свыше для того, чтобы "глаголом жечь сердца людей" ("Пророк"). Поэт несет людям вечные истины, он должен "чувства добрые лирой пробуждать" ("Памятник"). Поэт - прежде всего гражданин, сам Пушкин считает своей заслугой то, что "в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал" ("Памятник").

4.Южные поэмы Пушкина. Доказать, что Алеко и пленник - романтические герои.

На зачете можно пользоваться только текстами ст-ний и поэм!


Удачи!

2 комментария: